С Новым Годом и Рождеством Христовым!
uaruen

homeУкраина, 79039, г.Львов, ул.Луцкого, 2

080 033 52 42

office@mikro-f.com.ua

Львовский автопогрузчик – история, факты, модернизация, крах, продолжение...

Конец одной истории есть началом новой!

Львовский завод автопогрузчиков 1948 год

1948 год. В г.Львове был построен Львовский завод автопогрузчиков, ставший в последствии знаменитым, по выпуску моделей погрузчика с бензиновым двигателем от Горьковского завода двигателей.

Официальное открытие состоялось 24 апреля 1948 года – львовский завод «Автопогрузчик» (ЛЗА). На предприятии за все время до его закрытия, было разработано, изготовлено и выпущено более 30 моделей грузоподъемных транспортных средств и механизмов (в том числе львовский погрузчик моделей 4014 и 40810). В год собиралось большое количество различных моделей и модификаций, которое требовалось для экономики того государства (общее количество выпущенных машин в год около 22,5 тыс.шт.).

История

По окончании Второй мировой войны начался процесс восстановления и интенсивного развития всех сфер народного хозяйства. Экономика ожила. В тех сложных условиях ощущалась востребованность в разных средствах (транспорта, оборудования и т.д.). Вилочный погрузчик был один из них, который облегчал работу в сфере погрузочно-разгрузочных работ, а также монтажа оборудования на новых предприятиях и тех которые восстанавливались после разрушения. Поэтому было принято решение о производстве погрузчиков в срочном порядке и в кратчайшие сроки.

Базовым для производства погрузчиков стал необычный для промышленности СССР завод «Газаппарат» в городе Львове, Украина (УССР). Хотя базой было его назвать сложно: цехов по площади требуемых для выпуска автопогрузчиков не было, специального оборудования также нет, а главное – обученного персонала не было. Руководство даже не до конца знало, как должен был выглядеть погрузчик, как бы это странно не звучало.

Ввиду поджимающих сроков предприятие развивалось и строилось без генерального плана, но это было оправдано. Организацию работ возглавил назначенный на должность главного инженера завода Александр Кузовков – бывший сотрудник завода ЗИЛ (Завод имени Лихачева). Было сформировано конструкторское бюро, сотрудники которого были командированные специалисты со всего Советского Союза. Так же это были и выпускники Львовского политехнического института, в основном инженеры, окончившие учебу. В середине 1948 года к ним присоединилась группа инженеров из института «Оргавтопром». Совместными усилиями было запущено строительство завода.

В том же 1948 году конструкцию универсального погрузчика специально для коллег инженеров из ЛЗА разработали в г.Днепропетровске по особому распоряжению Госплана СССР. Проектирование возглавил, а точнее скорее руководил автоконструктор Грачов В.А., лауреат Госпремии СССР, что повлияло на саму конструкцию будущего погрузчика. Ввиду ограниченного отведенного времени решили создать вилочный погрузчик в основе которого были использованы уже существующие автомобильные узлы и агрегаты. Мотор, узел сцепления, коробка передач, мост, карданный вал, тормозная система, капот, радиатор, электрооборудование были позаимствованы из узлов автомобиля ГАЗ-51, рулевое управление в свою очередь из схемы ЗИС-150.

автопогрузчик 4000 ЛЗАПогрузчик, а точнее прототип грузоподъемностью 3 тонны присвоили индекс 4000. Далее все индексы новых погрузчиков начинались с цифры 4, пример львовского погрузчика модель 40814 или модель 40810.

В июне 1949 года был собран и выпущен дебютный вариант автопогрузчика, а до конца года план по выпуску 1000 шт. данной техники был перевыполнен.

Продолжение истории львовского погрузчика имело свои особенности. В конструкторских решениях, как оказалось, были выявлены большие проблемы при эксплуатации уже выпущенных погрузчиков.

 Погрузчики на железодорожных платформах

 Автопогрузчик на железодорожной платформе

 

Как только первые погрузчики производства ЛЗА разошлись по стране, моментально дали о себе знать их недостатки. Агрегат оказался неустойчивым, из-за неправильного соотношения веса по осям, иногда или же скорее часто, буксовал и с трудом поддавался управлению. Управлять было довольно сложно, усилие поворота руля равнялось почти 50 кг. В общем выглядело все не очень хорошо.

Конструкторское бюро ЛЗА

Проект был отправлен в институт разработчика г.Днепропетровск, а в ведомстве автора Грачова В.А. совместно с группой молодых специалистов из Львова, были внесены изменения, которые послужили созданю модели 4000М. Это дало положительные результаты. Погрузчик стал более маневренным, улучшилась проходимость, установили гидроусилитель руля, улучшили кабину водителя, внутри установили пару мягких сидений. Модернизированный вариант львовского погрузчика выпускался уже в 1950 году.

Следующим, непростым для того времени, заданием для коллектива предприятия была разработка 5-ти тонного погрузчика. Машина которая была разработана и предложенная Московским бюро экспериментального завода, была более чем удачной, но для ее нормального производства нужно было перенастраивать конвейер.

 Конвейер автопогрузчиков (Двигатели)

Конвейер ЛЗА (двигатели)

 Конвейер автопогрузчиков

Конвейер ЛЗА

Проблема разрешилась благодаря удачному предложению унифицировать 3-х тонный погрузчик модели 4000М, при том удлинили базу погрузчика, установили мост от ЗИЛа, провели ряд других доработок. В 1951 году был для работников ЛЗА годом выхода нового 5-ти тонного погрузчика модели 4003.

Факты, модернизация, крах

Время диктовало свои требования. Конструкторское бюро (КБ) которое организовано было в 1953 году сразу активно подключилось к работе над усовершенствованиями выпускаемых моделей, так и в разработке новых погрузчиков. Тогда же по разработкам модели 4003 принялись выпускать модель 4006, отличающуюся от предшественника тем, что в ней появились гидравлические тормоза, дисковый ручной тормоз и автоматический клапан в гидросистеме. Одновременно наладили установку дополнительного оборудования на грузоподъемник: легкий безрамный ковш, безблочная стрела, захват для лесоматериалов.

 автопогрузчик 4045

модель 4045 (4,5 тон)

 автопогрузчик 4008

модель 4008 (10 тон)

Факты в годах по выпуску:

1957 год – начало производства вилочного погрузчика 4009 для штабелирования древесины;

1960 год – выпуск 10-ти тонной машины (львовский погрузчик серии 4008), 3-х тонный погрузчик (львовский погрузчик 4043) и 5-ти тонных погрузчик (львовский погрузчик 4045);

1966 год – с конвейера сошли новые модели погрузчиков в индексе которых присутствовала буква М(модернизированные): новый вариант – львовский погрузчик 4045М и 4043М.

Львовский автопогрузчик: история 80-х

По действующими тогда договорами со странами СЭВ вплоть до середины 80-х годов в г.Львове выпускались грузоподъемные машины разной грузоподъемности. Линейка состояла из 3, 5, 7, 10 и 12,5 тонных погрузчиков. Изготовление малотоннажной техники оставил за собой завод «Балканкар» (Balkancar – Болгария). ЛЗА продолжал усовершенствовать существующие модели погрузчиков, а также увеличивать темпы разработки и производства новых моделей. Примером стал львовский погрузчик 4014. В 1972 году был «заложен» фундамент нового здания завода ЛЗА, а уже в 1974 году – производство погрузчиков шло полным ходом в промышленной зоне «Рясне».

На производственных площадях Львовского завода автопогрузчиков (ЛЗА) площадью 500 тыс.м2 в лучшие годы выпускалось более 20 тыс. машин. С распадом СССР заводу всё труднее было конкурировать с импортными моделями погрузчиков хотя цена оставалась все таки ниже аналогичных машин заграничного производства. Свою роль так же сыграло то, что погрузчики и дальше выпускались на базе существующих автомобильных узлов. Вместе с распадом, рынок, соответственно и спрос завода, существенно ограничился. В 1996 году было выпущено всего 500 ед. продукции, преимущественно выпускались рамы-шасси погрузчика, которые покупались малыми предприятиями, те в свою очередь собирали без надлежащего контроля качества, что и привело к распространению негативных отзывов о качестве погрузчика. У каждого из таких малых предприятий были свои недостатки связанные с различными на то причинами. Но факт остается фактом. Вскоре ЛЗА было признано банкротом, производство было перемещено из Львова на резервную площадку за городом.

Продолжение...

Но в жизни, как правило, конец одной истории есть началом новой!

Так и в этот раз. На базе выкупленного оборудования, мощностей и главное заинтересованности специалистов, было организовано предприятие Микро-Ф и налажен выпуск Львовского автопогрузчика собственного производства. Главным было сохранить качество, а со временем наладить выпуск более совершенной машины, тем более что всегда есть необходимость в погрузчиках такого класса, где соотношение цена-качество для покупателя есть одним из основных факторов выбора техники. Предприятие росло и усовершенствовалось. Начинали с выпуска погрузчиков собственного производства, а продажу оставили нашим представителям как в Украине так и в России, где данная модель погрузчика пользуется популярностью ввиду ее неприхотливости в сервисном обслуживании и доступности запчастей. Со временем появился отдел сервисного обслуживания и отдел продаж Львовского погрузчика, а также отдел продаж запчастей к погрузчику. Как альтернативу новым погрузчикам мы предлагаем импортные погрузчики бывшие в употреблении (Погрузчики бу). Рынок диктует свои условия. Расширяя ассортимент продукции мы в первую очередь заботимся о покупателе который придя к нам может выбрать погрузчик или другую складскую технику исходя из своих потребностей, пожеланий и возможностей. У нас всегда в наличии на складе ходовые запчасти к погрузчику. Широкий ассортимент и возможность заказать нужную запчасть к погрузчику любой марки (сроки поставки, как правило, не превышают 3-7 рабочих дней) один из приоритетов нашей компании.

Мы с уверенность можем сказать, что нам удалось продолжить историю Львовского погрузчика, сделав шаг вперед в разработке и выпуске более совершенных моделей автопогрузчиков.

Львовский дизельный погрузчик МФ 70н

Львовский дизельный погрузчик собственного производства серии МФ (МФ 70н)

Факты говорят сами за себя. Новые дизельные погрузчики собственного производства серии МФ этому доказательство. Но это уже другая история. Продолжение следует...

Статья написана под руководством:

Степана Михайловича Гаврылечко (главного конструктора ЛЗА 1986 — 2012 годов), а теперь главного консультанта на должности конструктора компании Микро-Ф.

 В статье использованы материалы из открытых источников.

Использованы фото из Центрального кинофотофоноархива Украины им.ГС.Пшеничного.

При цитировании (копировании) материалов статьи, прямая ссылка на сайт (статью) обязательна.

 

 

Наши Партнеры